Рассказ об истории Процесса (продолжение)


Одно из самых странных учений, появившееся в 60-е годы 20го века и претерпевшее массу изменений. В различных инкарнациях было известно как Анализ Побуждений (Compulsion Analysis), Церковь Процесса (Process Church), Церковь Последнего Суда (Church of Final Judgement), TOPI, и просто Процесс (The Process).

Роберт ДеГримстон, Л.Рон Хаббард, Альфред Адлер, Карл Юнг, Дженезис Пи-Орридж, Чарльз Мэнсон, THROBBING GRISTLE, PSYCHIC TV, SKINNY PUPPY, Сайентология, Temple Ov Psychic Youth, и другие имеют к этой истории самое прямое отношение.
 
ИСТОРИЯ ПРОЦЕССА
 
ibSorath, 2007
3



Сперва ДеГримстоны и примерно 30 участников группы отправились на Багамские острова в Нассо. С ними было 6 немецких овчарок, недавно приобретённых ДеГримстонами - а позже и другие члены группы тоже обзаведутся такими собаками. После трёх месяцев в Нассо они покинули и это место, продолжив свои искания. В Мехико на одной из сессий "группового разума" они пришли к следующему выводу: нужно взять в наём автобус и отправиться на побережье Юкатана. Так и сделали, и на видавшем виды автобусе прибыли в то самое место, о котором грезили в своих медитациях.
 

Штул, поселение на побережье Юкатана

Место это представляло собой разрушенную деревеньку около кокосовой плантации на северном побережье Юкатана и называлось Штул (Xtul, иногда произносят "Кстул"). Само слово Штул майянское, и, как сообщили местные жители, означает "конечная станция", предел, или "конец", в английском ему соответствует слово "terminus". Кроме того, есть и другое значение - "маленький кролик".
 

Роберт ДеГримстон

Времяпровождение группы внешне не слишком отличалось от многочисленных подобных групп шестидесятых. Жизнь "рядом с природой", вдали от "больного общества", натуральное хозяйство, групповые сессии, гимны и песнопения, библейские ассоциации. Роберт ДеГримстон начал потихоньку ассоциироваться с образом Иисуса Христа, чему способствовали его длинные волосы, борода, и мечтательный взгляд. Религиозная сторона деятельности в группе стала очень заметна, однако Бог рассматривался достаточно абстрактно, то ли как некий "разум Природы", то ли как "метафора безграничного человеческого потенциала". Но всё это безоблачное существование вскоре закончилось.

Кто-то из знакомых предупредил ДеГримстонов о том, что на Юкатан надвигается ураган Инез, и посоветовал убраться из "райского уголка" как можно скорее. Обдумав такую информацию, помедитировав, взвесив все "за" и "против", участники Процесса приняли решение остаться на месте и встретить испытание лицом к лицу, вероятно, не оценив правильно масштаб предстоящей бури.

Ураган разразился в конце сентября 1966 года. Двое с лишним суток ветер со скоростью 200 м/с свирепствовал в почти полной темноте. Лодки были унесены, хижины поломаны, и почти чудом группе удалось выжить. Не удивительно, что столь сильное переживание - почти три дня лицом к лицу со смертью - существенно повлияло на Процесс. Члены группы сочли, что их спасение было не случайным. Нет, они должны были столкнуться с обеими сторонами - хорошей и плохой - Бога Природы. Один из участников сказал об этом так: "Штул был местом, где мы встетились с Богом лицом к лицу. Это было переживание, которое привело к основанию Церкви. Можно сказать, что это была точка невозвращения, где каждый из нас, выдернутый из повседневного мира, обнаружил, что мы призваны Богом".

После этого социальная изоляция культа достигла своего пика, как и религиозная составляющая. ДеГримстон написал ряд эссе, которые, по его мнению, были инспирированы божественными силами. На смену Богу как бесконечной универсальной силе Природы пришли отдельные божества. Первым "распознан" был гневный бог Иегова, бог мести, воздаяния, отваги, долга и дисциплины. Следующими были Люцифер, Носитель Света, бог успеха, разума и благожелательного гедонизма, и Сатана, олицетворяющий ярость, похоть, следование любым своим побуждениям. И, наконец, Христос, как объединяющий принцип, уравновешивающий Трёх Великих Богов, посредник между высшими силами и человеком. Христа не следовало путать с Иисусом, который считался лишь одним из его проявлений-воплощений.

Участники Процесса стали идентифицировать себя с библейскими персонажами, приняв новые имена. Принимаемые от "божественных сил" вдохновенные тексты получили название "Диалоги Штула" (Xtul Dialogues). Первый текст из этой серии был "получен" ДеГримстоном в октябре 1966 года. В этот период учение Процесса приобретает всё более сильные апокалиптические черты. Человечество приговорено, считает ДеГримстон, и избежать печальной судьбы можно, только исключив себя из человеческого состояния, разрушив скрытые связи, лежащие в бессознательном, и приводящие к саморазрушительной деятельности.
 

Карл Густав Юнг

Стоит заметить, что теологическая и мистическая терминология носила по-прежнему во многом метафорический характер. Судя по всему, ДеГримстон в это время испытывал на себе сильное влияние Карла Густава Юнга и его теории архетипов коллективного бессознательного. Божественные силы Иегова, Люцифер, Сатана и Христос представляли собой скорее внутреннюю реальность психики, чем внешние силы окружающего мира. Процессианцы не поклонялись своим богам, а пытались с помощью своих техник выявить их внутри себя. Соотношение "божественных сил" было довольно запутанным, и взгляд на их организацию всё время менялся. Так, в какое-то время Христос выступал как "объединяющий принцип-посредник", а иногда как четвёртый Бог, равный трём остальным. Надо сказать, примерно столь же запутанными иногда кажутся аналогичные построения Юнга, например, касающиеся соотношения архетипов в бессознательном, взаимосвязи "троицы" и "четверицы", "дьявола" и "бога" и т.п.

Вкратце суть учения Процесса того периода можно охарактеризовать так. Образы Божественных Сил олицетворяют различные человеческие перспективы. Как объясняет ДеГримстон в своих текстах, каждый Бог представляет некий фундаментальный паттерн поведения человека. Иеговисты - дисциплинированные пуритане, типичным примером служила сама Мэри Энн. Люциферианцы - интеллектуальные и миролюбивые гедонисты (такой тип был весьма распространён как раз в 60-е годы), и тут классический пример - Роберт ДеГримстон. Сатана олицетворял два аспекта - "нижний" и "верхний". Нижний аспект - это стремление человека опуститься ниже человеческого уровня, до уровня эмоциональных побуждений, не сдерживаемых человеческой моралью, в общем, тут весьма уместна аналогия с фрейдовским Ид (Оно). Верхний аспект - это стремление подняться над человеческим уровнем, быть "духом без тела", отбросить физические ограничения (в том числе и эмоциональные желания) сковывающие сознание. Христос и христиане (в процессианском смысле, разумеется), соответствовали прообразу "человека будущего", личности, примирившей в себе борющиеся противоположности, интегрировавшего все аспекты своего внутреннего мира и порвавшего, тем самым, связь с обречённым человечеством. А человечество "приговорено" не каким-то высшим указом, а своими собственными бездумными действиями. Иеговизм, люциферианство, сатанизм и христианство в Процессе представляли собой разные крайности, могущие привести человека к постижению своей природы и объединению, и соответствующие типы людей. Все остальные - это те, кого ДеГримстон называл "серые силы" (grey forces), огромная масса вялых посредственностей, выбравших безопасный путь компромисса и конформизма. Как говорил Роберт, Джон Грей (Серый) "прячется даже от самого себя, своих собственных чувств", и "закутывается в кокон компромисса и посредственности". Люди такого типа сгорят в очистительном огне последних дней - которые, согласно ДеГримстону, уже скоро наступят. Бессмысленная возня поставила серое человечество на грань катастрофы, и виновато в этом только оно само - ведь, согласно одному из центральных принципов Процесса, "что ты даёшь, то и получаешь" (what a man gives, he must receive). Этот вариант "золотого правила", известный под названием "Универсального Закона" (Universal Law), стал основой процессианской этики, в которой ответственность понималась не как страх наказания, а как осознание последствий, которые могут возыметь действия человека в результате его взаимодействия с Вселенной.

В тот же период времени случился один весьма неприятный инцидент. Некое должностное лицо, дяденька, чей ребёнок стал участником Процесса и жил в Штуле, решил вернуть ребёнка к "нормальному образу жизни". Объединившись с несколькими другими заботливыми родителями, они послали юриста на Юкатан. Юрист прибыл в компании двух представителей власти, и увиденное там произвело на них удручающее впечатление. Вид бородатых длинноволосых людей, живущих "в единстве с природой" и поющих религиозные песни, его сильно встревожил. Помимо прочего, все выглядели довольно оборванными - все, кроме Мэри Энн, ухоженной и наманикюренной. Короче говоря, троих несовершеннолетних участников Процесса "должностные лица" забрали с собой (против их воли), и, кроме того, красочно изложили прессе историю о "нехорошей секте", сопроводив типичными для таких рассказов "шокирующими" подробностями и домыслами. Sunday Telegraph опубликовала негативную статью о "промывателях мозгов из Мэйфайр". Альтернативная пресса тоже не была от них в восторге, очень критическая статья появилась в контркультурной газете Oz. ДеГримстон и остальные процессианцы хорошо поняли, что "цивилизованный мир" (а для них - мир Серых Сил) всё равно нигде их так просто не оставит в покое. После размышлений и медитаций участники группы решили вернуться в Лондон - чтобы вернуть трёх несовершеннолетних, а также, чтобы распространить своё учение.
 

Один из выпусков журнала The Process

Вернувшись в Бэлфор Плэйс, они открыли круглосуточный кофе-бар под названием Пещера Сатаны. Периодическое издание, где публиковались тексты ДеГримстона и различные материалы о деятельности группы, получило название The Process. Были изданы в виде книг и основные работы Роберта.

В программном тексте "As It Is" (Как Есть) ДеГримстон рисует картину человечества, скованного бессознательными автоматическими реакциями и компульсивными невротическими побуждениями, картину, в которой люди похожи на детали огромного механизма, движущегося к полному краху. Основа механических побуждений и главный корень всех проблем - это, по ДеГримстону, страх. Страх присутствует, явно или скрыто, во всех сферах деятельности человека, и оказывается тем самым принципом контроля, что загоняет действия людей в заранее установленные рамки.

Так выглядели обложки изданий Процесса

Для того, чтобы узнать свою истинную природу и спастись, необходимо уничтожить корень страха - а для этого страх должен быть осознан, с ним нужно столкнуться лицом к лицу. Конечно, в этой доктрине легко проследить влияния дианетики/сайентологии Хаббарда, психоанализа Фрейда и Адлера (идеи о "искажающих" автоматических реакциях и роли страха), а также аналитической психологии Юнга ("архетипический" взгляд на природу психики, использование мифологических образов, концепция спасения через интеграцию противоположностей и полное осознание себя, похожая на юнговскую концепцию индивидуации).

В дальнейшем сходство с идеями Юнга стало ещё больше. Боги были организованы в дополнительные пары. Иегова и Люцифер были противоположностями, и Христос с Сатаной были противоположностями. Их комбинировали в четыре базовых типа личности: Иегово-Сатанинский, Иегово-Христианский, Люциферо-Сатанинский и Люциферо-Христианский. Здесь сходство с типологией Юнга очевидно. Люди вне группы могли определить свой тип, пройдя тест, ответив на вопросы. Названия типов широко использовались применительно друг к другу среди членов группы. Позже Роберт ДеГримстон каждому паттерну приписал верхний (позитивный) и нижний (негативный) уровень. Члены группы считали, что "Игра Богов", а вместе с ней и мир, приближается к концу. Христос, объединившись с Сатаной, приведёт в гармонию две стороны Сатаны - Верхний (Сверх-человеческий) и Нижний (До-Человеческий) аспекты. Иегова и Люцифер, которым соответствуют эти аспекты Сатаны, также должны объединиться после завершения их конфликта в разуме человека. Писания Процесса говорят:

"Через Любовь, Христос и Сатана уничтожат свою вражду и придут вместе в Конце, Христос чтобы судить, Сатана чтобы исполнить приговор. Приговор - Мудрость, а исполнение приговора - Любовь. Христос и Сатана соединятся, Агнец и Козёл, Чистая Любовь, снизошедшая с Небесных Чертогов, и Чистая Ненависть, восставшая из Адовых бездн… Конец наступает. Придёт Новое Начало".

Центральным пунктом в процессе личной эволюции считалось избавление от глубоко укоренённых чувств страха и вины. А для этого имело смысл пройти через крайние переживания - "чтобы увидеть рай, сначала увидеть ад". Участники группы проявляли интерес к различным способам увеличить интенсивность чувств, мыслей и переживаний. В соответствии с такой странной апокалиптической философией, группа теперь называется "Процесс: Церковь Последнего Суда" (The Process Church of Final Judgement).
 

Чарльз Мэнсон

Примерно тогда же, когда процессианцы, завершив своё путешествие, вернулись в Лондон, очередные перемены произошли и в жизни Чарльза Мэнсона. 21 марта 1967 года он вышел из тюрьмы - вышел, уже имея ряд серьёзных психических расстройств, довольно сложное и радикальное мировоззрение, и будучи, при этом, крайне харизматичной личностью. Он поселился в Сан-Франциско, где собрал вокруг себя небольшую группу молодых людей из среды хиппи. Группа называла себя "Семья" (Family), и проводила свободное время, занимаясь "свободной любовью", куря траву, слушая песни Мэнсона под гитару и проникаясь его причудливой философией.

А следующий год станет ключевым для практически всех участников этой истории. В 1968 году палата общин Британского парламента призвала полицию сдержать рост влияния сайентологии. Процесс попал под раздачу, так сказать, за компанию, и ДеГримстон с паствой отправились на континент. Последователи Процесса направились в разные уголки мира, в частности, в Германию, группами по двое, практически без денег и имущества, для распространения Слова и сбора взносов. Роберт сопроводил этот план цитатами из Библии:

"1.1 В Главе 10 Матфея, Христос наставляет людей, перед тем, как отправить их попарно в путь из города в город, нести Слово.
1.2 Наставления, данные им, сейчас, вероятно, ещё более точны, чем тогда.
….
6.3 Не берите денег. Для индивидуума нет нужды в них самих по себе. Для материальных нужд встретите тех, кому можете дать духовность…"

Так в 1968 году культ распространился в Штатах, основав церкви в Нью-Йорке, Бостоне, Нью-Орлеане, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. Они также проникли и в Европу, и вроде бы даже отправили представителей к Национальной Демократической Партии - неонацистам Германии. Нацистские образы и атрибутика действительно привлекали их, как постоянно ищущих крайностей. Они нанесли визит и главе Церкви Сатаны (Church of Satan) Антону ЛаВею, но он ими не заинтересовался.

Участники культа были организованы в иерархическую структуру, причём утверждалось, что эта иерархия основана на функциях, а не качествах, людей - то есть, люди "наверху" не лучше, а просто выполняют свои специфические функции.
 

Процессианцы в одежде с символикой культа

Роли в порядке статуса были такие: прислужник (acolyte), новообращённый (initiate), внешний вестник (outside messenger), внутренний вестник (inside messenger), проповедник (prophet), священник (priest), Магистр (master) и, наконец, Омега (Omega). Для того, чтобы перейти на новый уровень, требовалось пройти крещение. Прислужниками считались те, кто сделал первый шаг по направлению к группе, но пока не постиг всю значимость. Чтобы стать новообращённым, прислужнику требовалось пройти ряд курсов и участвовать в постах и размышлениях. Новообращённые не имели особых функций в группе, и только некоторые становились посланниками. Процесс превращения во внешнего посланника был сложнее. Достигнув этого статуса, человек получал Священное Имя и отправлялся в Квартиру Посланника, где оставался на протяжении года, и начинал платить взносы. На протяжении этого времени необходимо было соблюдать воздержание. Не совсем ясно, как происходило дальнейшее продвижение, однако ясно, что каждый новый уровень означал большую ответственность и значимость в церковной жизни. Количество людей, достигших этих высших уровней, было ограничено. Единственным статусом, который был скорее просто приписан, а не достигнут, был Омега - такой статус имели всего двое, Роберт ДеГримстон и его жена Мэри Энн.
 

 
Процессианские символы синтеза противоположностей: Змей на Кресте, Альфа и Омега

Участники группы были вовлечены в различные ритуалы, часть из которых были публичными, другие - тайными. Многие ритуалы были подобны христианским практикам - свадьба, крещение, воскресные встречи (Sabbath assembly). Было и множество специфических обрядов. Большинство свадеб можно характеризовать как традиционные, однако были и отличия, например, Церковь Процесса проводила бракосочетания однополых пар. Также обычной практикой было разлучение женатых пар, когда один мог быть отправлен в один город, другой - в другой. Крещения сопровождали переход с уровня на уровень и включали в себя различные песнопения, такие, как Гимн Посвящения (Hymn of Initiation) и "Очисти Нас Водою Жизни" (Cleanse Us in the Water of Life). Крещённому давали определённый символ, олицетворяющий переход на высший уровень. Переходящий с уровня посвящённого на уровень посланника получал нагрудный знак Козла Мендеса, олицетворение Сатаны, а позднее ему на смену пришёл серебряный крест с красным змеем на нём.
 

Один из ритуалов Процесса

Воскресные встречи проводились каждую неделю субботней ночью, и были периодом, когда все участники собирались вместе. Они проводились в ритуальной комнате Альфа, особым образом декорированной. В центре был круглый алтарь с пьедесталами по обеим сторонам, одним с сосудом с водой, другим - с сосудом с огнём. Участники садились вокруг алтаря на подушках на полу, а два священника сидели друг напротив друга на стульях в противоположных частях комнаты. Их называли Евангелист (Evangelist, Проповедник) и Сакрифист (Sacrifist, Жертвователь). Сакрифист символизировал Христа, Евангелист Сатану. Сакрифист председательствовал большую часть церемонии, а Евангелист выступал с эмоциональными проповедями. Ритуал включал Песнопения Воскресной Встречи. Большая часть этого символизма отражала главный принцип Процессианской веры - дуальные соотношения богов и единство Христа и Сатаны.

Помимо ритуалов, Процесс использовал терапевтические упражнения. Главным терапевтическим курсом был Цикл Развития Телепатии (Telepathy Developing Circle). ЦРТ, как его описывали участники, состоял из множества групповых и парных упражнений, направленных на развитие "телепатических способностей" участников. Процессианцы описывали телепатию как "становление более осознанным, усиление чувствительности к другим людям… способность понимать чувства человека, переживания, без разговора с ним о них". Похожим упражнением была Полуночная Медитация, проводившаяся две ночи подряд в уик-энд. В процессе этих медитаций участники фокусировали сознание на парах идей, одной позитивной и одной негативной, а целью было разрешение конфликта между благом и бременем среди участников.

Важнейшими встречами для внешних посланников, посвящённых и послушников были Прогрессы (Progresses). Они длились около трёх часов с небольшим перерывом в середине, и обычно проводились ночью в понедельник и среду. Упражнения занимали первую половину, а вторую половину занимало изучение процессианской теологии. Главным священным текстом для Процесса была Библия, особенно Евангелие Матфея. Группа использовала также ряд эссе Роберта ДеГримстона и работы других лидеров, среди них "Диалоги Штула", "Exit", "As it Is", "For Christ Has Come", и "The Tide of The End", продолжение Книги Откровения.

В Сан-Франциско процессианцы обосновались по адресу Коул-стрит, 407. Рядом, по адресу Коул-стрит, 636, уже проживали Чарли Мэнсон и его Семья. Мэнсон в тот период очень активно интересовался всевозможными маргинальными культами и группировками, что вполне вписывалось в его мировоззрение. В том же самом году Мэнсон вместе с группой особенно преданных последователей направляется в знаменитую калифорнийскую Долину Смерти. Член Семьи Брюс Дэвис отправился с визитом в Лондон, где изучал сайентологию и посетил штаб-квартиру Процесса. К концу 1968 года Мэнсон погрузился в безумие уже очень и очень глубоко, и почувствовал, что настало время приблизить желанный Апокалипсис, о пришествии которого и своей роли в нём "узнал" из разных источников (в частности, из прослушанных "под кислотой" песен THE BEATLES). И в том же самом году в Англии бывший Нейл Мегсон, а теперь Дженезис Пи-Орридж, делает свою экспериментальную музыкальную запись под названием "Early Worm Catch the Bird", ставшую первым шагом в его музыкальной карьере.

В начале 1969 года в Долине Смерти стало слишком холодно, и Семья Мэнсона отправилась на ранчо Спэн. Брюс Дэвис, знакомый теперь с сайентологией и процессианством, и прочие участники группировки Мэнсона собрались вокруг него. Многие идеи, которые роились в мэнсоновской голове в тот период, могут напомнить идеи Процесса - это и апокалиптический взгляд на мир, и идея объединения Христа и Сатаны (Мэнсон называл себя "Иисус-Сатана"), и пристальный интерес к страху. Однако достоверных сведений о каком-то особенном влиянии Процесса на собственную философию Чарли, кажется, нет. Для Процесса этот год, возможно, и не стал бы ничем особенным, если бы к лету Мэнсон наконец не претворил свои идеи в жизнь. 9 августа 1969 года Семья совершила знаменитые убийства Тэйт-ЛаБъянка. Вскоре Мэнсон вместе с компанией был арестован, и началось знаменитое судебное разбирательство, сопровождавшееся в обществе самой настоящей истерией.

А пока в Штатах Чарли Мэнсон завершает свой криминальный путь, готовясь сесть в тюрьму уже окончательно, в Англии Дженезис Пи-Орридж начинает свою карьеру "культурного инженера", вступая в том же 1969 году в группу Transmedia Exploration/Exploding Galaxy, которая ставит своей целью "разорвать привычные человеческие шаблоны восприятия и поведения". Там он знакомится с такими личностями, как Дерек Джармен и Кози Фани Тутти, и активно изучает творчество Кроули, Спэра, Берроуза и Гайсина, а позже Дженезис и Кози создают радикальную перформанс-группу COUM Transmission. А сам Брайон Гайсин в том же самом году выпускает роман, в котором сильно прослеживаются влияния общей семантики и сайентологии (в романе - "грамматология"). Называется он "Процесс" (The Process), но к Церкви Процесса никакого прямого отношения название, скорее всего, не имело, а было, вероятно, навеяно сайентологической терминологией.

На следующий год Чарли Мэнсон, сидя в тюрьме, выпускает свой нетленный альбом "Lie" и готовится к суду. После его преступлений "общественное сознание" в Америке, кажется, изменилось, эпоха хиппи явно подошла к концу, вытесняясь постепенно всеобщей подозрительностью и паранойей. Процессианцы почувствовали это на себе - образы войны, апокалипсиса и сатанизма, появлявшиеся на обложках их журнала перестали вызывать такой энтузиазм, как ещё четыре года назад, а люди не столь охотно делали взносы, частенько интересуясь, не дьяволопоклонники ли эти господа? В июне начался суд над Мэнсоном, вызвавший огромный общественный резонанс. Противоречивые заявления Чарли и его эксцентричное поведение способствовали превращению Мэнсона в антигероя, его лицо появилось на обложках журналов. У него охотно брали интервью, а особенно въедливые журналисты искали повод для сенсационного "журналистского расследования".

И вот, в 1971 году, когда Дженезис Пи-Орридж наконец-то вписал своё новое странное имя себе в паспорт, в США Эд Сандерс, вокалист группы FUGS и рок-журналист, опубликовал свою книгу "Семья" (Ed Sanders, "Family"). Взявшись ответить на вопрос, как же это движение миролюбивых хиппи привело к появлению такого персонажа, как Мэнсон, Сандерс приходит к выводу, что это всё случилось не просто так. Мэнсон, по его мнению, свою "сатанинскую" философию почерпнул из различных оккультных и сатанинских сект - и одну из центральных ролей, по мнению Сандерса, сыграл именно Процесс. Ну, в самом деле, есть же что-то общее? Мэнсон называл себя Сатаной Иисусом? Называл. И Процесс говорил об объединении Христа и Сатаны! А ещё, как-то раз Мэнсон заявил, что "он и Роберт ДеГримстон - одинаковы". Едем дальше. Мэнсон называл страх "великим учителем"? Называл. А ДеГримстон постоянно говорил о необходимости "познать свой страх" и "освободить внутреннего врага". И Мэнсон, и Процесс испытали на себе большое влияние сайентологии. Процессианцы ходили в чёрных балахонах - и члены Семьи одевались в чёрное, особенно, когда "шли на дело". И Мэнсон и Процессианцы проявляли определённый интерес к нацизму и фигуре Гитлера. Символ Процесса здорово напоминал свастику - и именно свастику вырезал у себя на лбу Чарли... Ну, и так далее.
 

Выпуск The Process, посвящённый смерти

Примерно в то же самое время, когда была опубликована книга "Семья", процессианцы взяли интервью у находившегося в тюрьме Мэнсона, который написал некий поэтический поток сознания для журнала The Process - произведение, посвящённое смерти, появилось в январе 1972 года, в выпуске "Смерть" (Death). Это, конечно, было ошибкой - в свете заявлений Сандерса такой поступок воспринимался как ещё одно доказательства связи Мэнсона и Процесса. Понятное дело, что и это, и все остальные "доказательства" носили крайне спекулятивный характер, и говорить всерьёз о каком-либо заметном влиянии Процесса на Мэнсона вряд ли можно. Если Чарли и уделил этим идеям какое-то внимание, то вряд ли большее, чем множеству других сект и группировок, коих в Калифорнии конца шестидесятых было просто неимоверное количество.

Но Сандерса это не остановило - напротив, он идёт и ещё дальше. ДеГримстоны, по его словам, были руководителями "английского оккультного общества, посвящённого приближению конца света с помощью убийств, насилия и хаоса, и утверждавшего, что они выживут, как избранные люди". С минимумом доказательств Сандерс связывает Процесс с культами вроде Солнечной Ложи Джиорджины Брайтон, отколовшейся от оккультной организации Алистера Кроули. Он также указывает на серии жутких ритуальных уродований и жертвоприношений животных, которые, как он заявляет, были совершены в Санта Круз группой под названием "Четыре П" (Four P, 4P).

Разумеется, Процесс не особо обрадовался появлению такой книги. Они подали иск на сумму $1500000 против Сандерса и его издателей, и на чуть меньшую сумму против серии журнальных статей на ту же тему которые написал Сандерс. Издатель Сандерса быстро урегулировал спор без судебного разбирательства, изъяв все ссылки на Процесс из последующих изданий, и добавив дисклэймер, написанный участниками Процесса. Но принесённый вред был уже слишком велик. Процессианцы пытались воспрепятствовать этому, отчаянно убеждая людей, что они были искренними, мирными и добрыми людьми. Некоторого успеха они добились. В Бостоне, где они чувствовали себя неплохо, прошли радиопередачи на местной станции WBZ, в ходе которых они брали интервью у рок-музыкантов, вроде BEACH BOYS. Журналы Процесса оставили темы смерти, и теперь обратились к более мирным темам. Пытаясь остаться на плаву, Процесс быстро стал частью эзотерической тусовки семидесятых, и был достаточно известен в соответствующей среде, что находило соответствующее отражение в литературе и музыке. Читатели знаменитой психеделической трилогии Роберта А.Уилсона "Иллюминатус!", возможно, вспомнят одну из мимолётных героинь, Роду Чиф, "последовательницу теологии Процесса и сайентологии", которая "к восторгу молодёжи и ужасу старшего поколения назвала своего внебрачного ребёнка Иисусом Иеговой Люцифером Сатаной Чифом".
 

Обложка альбома FUNKADELIC
"America Eats It's Young"

Странная философия Процесса действительно привлекала многих творческих людей, в том числе известных музыкантов, артистов. Если степень влияние Процесса на Мэнсона остаётся под большим вопросом, то с некоторыми другими личностями всё гораздо определённей. Например, Джордж Клинтон (George Clinton), один из создателей фанка и лидер группы FUNKADELIC. Возьмём его альбом "America Eats It's Young" того же 1972 года. Достаточно взглянуть на обложку, стилизованную под американский доллар, латинская надпись на которой гласит: "Fac ita esse, quod est". Переводится это не иначе, как "As It Is, So Be It" (Как есть, так и будет) - а это главный слоган Церкви Процесса. Мало того, прямые цитаты из учения ДеГримстона приведены и в буклете к альбому. Другой известный музыкант, связанный с Процессом - Роберт Н. Тэйлор (Robert N. Taylor) из группы CHANGES, считающейся одной из предтеч дарк-фолка. В начале 70-х он поддерживал контакт с организацией ДеГримстона, его группа выступала в принадлежащем Процессу клубе, хотя сам Тэйлор членом Процесса никогда не был. Одним из членов Процесса в тот период был также Уильям Симс Бэйнбридж (William Sims Bainbridge), известный социолог и исследователь различных религиозных культов. Для него членство в группе было источником исследовательского материала, и на основе своих наблюдений он позже написал книгу "Satan's Power", изданную в 1978 году и ставшую богатым источником информации о Процессе.

Дженезис Пи-Орридж к началу семидесятых тоже был о Процессе хорошо осведомлён, но сам пока не так сильно известен. Правда, к 1973 году он успел уже лично познакомиться с Берроузом и Гайсином, и провести вместе с COUM Transmission серию крайне жёстких и скандальных перформансов в Англии. Для них всё ещё только начинается, а вот для группы ДеГримстона как раз наоборот.
 

Анонс последнего номера The Process

В мае 1973 года вышел последний выпуск журнала Process. К проблемам, связанным с "пост-мэнсоновской истерией", различными обвинениями и финансовым неблагополучием, добавились трения между ДеГримстоном и Мэри Энн. А начались они весьма забавно. Роберт пытался осуществить то, что он называл Новая Игра (New game) - программа освобождения, включавшая и нечто вроде сексуального раскрепощения. И как-то он сказал Мэри Энн, что, в общем-то, не против разделить их постель с юной красоткой из участников культа. Как настоящая "иеговистка", Мэри Энн гневно отказалась. Так и начался разлад между ДеГримстоном и его женой, который быстро привел к серьёзному кризису в группе.

Авторитарная линия Мэри Энн одержала верх, и в результате "вторая фаза" существования Процесса закончилась 23 марта 1974 года, когда руководящий Совет Магистров (Council of Masters) принял решение исключить Роберта ДеГримстона из группы. Однако, это был только конец старого Процесса, но ещё далеко не конец нашего рассказа.