Не покупайте права. Они «левые»

30 января на совещании в ГИБДД было официально подтверждено: торговлей водительскими удостоверениями часто занимаются сами инспектора
 
В этом выпуске мы поднимаем тему «левых» прав, которые, по данным правоохранительных органов, наводнили столицу в последнее время. Проблема актуальная. Ведь такие права - это не просто бумажные фальшивки, от которых никому нет вреда. Есть вред, да еще какой. Это пробки, аварии, разбитые машины, людские трагедии.
Юрий ГЕЙКО - ведущий
«Автоликбеза».
E-mail: geyko@kp.ru

В водительском сообществе есть такое выражение - «купил права за барана». Сколько в Москве баранов, ГИБДД не знает, однако подозревает, что примерно 10% столичных водителей ездят по купленным правам.
Однако по порядку. Не секрет, что сейчас во многих печатных изданиях и Интернете можно найти объявления неких фирм и просто граждан, которые за определенное вознаграждение готовы предоставить всем желающим «помощь» в получении водительских удостоверений (а также в прохождении техосмотра, проверке по базе данных Интерпола и многих других полезных дел, самостоятельное выполнение которых для автомобилиста чревато большими энерго- и временными затратами). Помощь в получении прав оценивается скромно в 300 - 400 долларов.
Подобные объявления появились уже давно, однако за проверку их контрольно-профилактический отдел ГУГИБДД совместно с управлением собственной безопасности МВД взялся не так давно. (Кстати, всего за прошедший год контрольно-профилактический отдел провел более 12 тысяч различных спецопераций по контролю за соблюдением законности на дорогах.) Результаты последних оперативно-розыскных мероприятий на территории МРЭО г. Москвы, обнародованных на селекторном совещании ГИБДД 30 января, оказались неожиданными. Торговлей правами часто занимаются сами же «гаишники». Так, только в одном МРЭО были пойманы за руку пять сотрудников, которые наладили продажу корочек через своего человека из 8-го отдела ДПС на спецтрассе. Сейчас неудачливый постовой-торговец уже уволен из органов, а вот пять его подельников отделались дисциплинарной ответственностью.
В ходе той же проверки был пойман еще и липовый гаишник, который спокойно орудовал на территории Люберецкого района. В форме офицера ДПС с бляхой, наручниками, радаром, жезлом и прочими атрибутами он собирал штрафы с водителей, выдавая им натуральные бланки протоколов.
Дилер компании «International Automobile Association Inc.» в одежды гаишника не рядился, но занимался в Москве продажей Международной водительской лицензии. И сама компания, и ее лицензии оказались вне закона. Увы, не все клиенты «International Automobile Association Inc.» об этом знали и платили по нескольку сот долларов за... филькину грамоту. Сможет ли следствие выяснять, сколько на счету компании обманутых жертв, трудно предугадать.
Еще труднее выяснить, сколько простофиль попались на удочку некого «Международного автомобильного клуба», зарегистрированного в Бруклине нашими бывшими предприимчивыми соотечественниками и предлагающего всем желающим получить по Интернету также международные водительские права. Эти права, представляющие собой пластиковую карточку с голограммой, стоят всего 64 доллара (правда, на месте, то есть в Бруклине, за доставку в Москву придется доплатить) и действительны ровно год. Потом придется платить опять.
На сайте клуба можно найти подробности и очень правдоподобные слова о необходимости иметь данный документ. Да только все это чепуха. Во-первых, потому что настоящие международные права выглядит совершенно по-другому. Они представляют собой серую книжицу из плотной бумаги (10,5 х 14 см), состоящую из семи листов. На этих листах размещаются фотография владельца и надписи на восьми иностранных языках (французском, английском, испанском, немецком, португальском, арабском, японском и китайском). Во-вторых, стоят они в несколько раз меньше (около 200 рублей), чем у ушлых коммерсантов. В-третьих, они зачастую просто не нужны, ибо в большинстве стран вы можете спокойно и ездить, и брать машину напрокат по обычным российским правам (особенно по пластиковым). Так что не спешите платить за права. Права не покупают, а получают по праву.

КОММЕНТАРИЙ «АВТОЛИКБЕЗА»
Те, кто покупает права, считают, что они за деньги избавляются таким образом от множества проблем, связанных с хлопотной процедурой оформления водительского удостоверения. Но проблем, с которыми может столкнуться обладатель левых прав, гораздо больше.
Во-первых, его могут, и вполне резонно, обвинить в использовании поддельных документов. Ведь даже если фальшивые права делаются на подлинных бланках, то это отнюдь не на все сто процентов означает, что они и зарегистрированы должным образом, и внесены в базы данных ГИБДД. Любая серьезная проверка на любом посту ДПС может обернуться такой нервотрепкой и потерей времени, что мало не покажется. Изымут и права, еще и автомобиль отправят на стоянку. А представьте, если это случится в чужом городе или стране.
Во-вторых, при проверке водительского удостоверения за рубежом (ситуации, когда вас начнет проверять полиция, скажем, в США, могут возникнуть самые разные - ДТП, угон, наложение штрафа) властные органы все равно посылают запрос в Россию. Если вдруг выяснится, что вы ездили в тех же США по поддельным правам, то, извините за каламбур, въезд в эту страну вам могут закрыть навсегда. Неприятности ждут обладателя липовых прав и при страховании машины. Ни одна страховая компания не станет выплачивать деньги клиенту, который нечист на руку.

Из приказа МВД РФ от 28. 09. 1998 г.
Выдача международных водительских удостоверений осуществляется подразделениями Государственной инспекции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД (ОВД) ГУ МВД России по зарегистрированному месту жительства граждан (месту пребывания) на территории данного субъекта.
Выдача международных водительских удостоверений производится без сдачи экзаменов.
Международное водительское удостоверение выдается сроком на 3 года на основании национального водительского удостоверения установленного образца, выданного Государственной инспекцией, но не более срока действия водительского удостоверения.
Лица, желающие получить международное водительское удостоверение, представляют в Государственную инспекцию:

  • заявление;
  • водительское удостоверение;
  • водительскую карточку;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, с отметкой органа внутренних дел о регистрации по месту жительства (пребывания), а при отсутствии указанной отметки - документ о регистрации по месту жительства (пребывания);
  • медицинскую справку установленного образца о годности к управлению соответствующими категориями транспортных средств;
  • фотографию размером 3,5 х 4,5 см на матовой бумаге;
  • документы об оплате установленных сборов.